Затеянная реформа властной вертикали предусматривает и изменения в Законе
о местном самоуправлении. Они дают право губернаторам снимать мэров и ставить
на его место своего человека, ограничивают 50 тысячами население городов, где
действует самоуправление, ликвидируют самоуправление на уровне районов. Темпераментные
критики уже заговорили о гибели самоуправления.
На вопросы “ЛГ” отвечает заместитель председателя Комитета по вопросам
местного самоуправления Госдумы Сергей МИТРОХИН.
– Сергей Сергеевич, самоуправление в опасности?
– Если законы будут приняты в том виде, в каком их представила президентская
сторона, да. Самое интересное, что при этом говорится о необходимости укрепления
единства государства. Но ведь институт самоуправления – при всех его нынешних
недостатках – по своей природе сила центростремительная.
– Самоуправление тяготеет к федеральному центру?
– Именно поэтому во всех федеративных государствах федеральная власть гарантирует
муниципальные права. Охраняет их. Понимает, что это – важнейший институт.
– Наша власть, судя по всему, не понимает...
– Президентская сторона признает, что проект закона о местном самоуправлении
очень несовершенен. Они согласны с тем, что в него надо вносить коррективы.
Как признался представитель президента, он сам не смог доискаться, кому пришла
идея ограничить 50 тысячами число жителей населенных пунктов, где действуют
законы самоуправления.
– А что будет с другими населенными пунктами? С теми, где живет 51 тысяча
жителей, например?
– Для них предлагается режим неких “особых” правил. Если посчитать, он
будет распространен более чем на 2/3 населения России... Нельзя оставлять в
предложенном виде и пункт закона, где практически упраздняется самоуправление
на районном уровне. Таких органов власти около полутора тысяч в 66 субъектах
Федерации. Они уже избраны людьми. Что же, их – разгонять? Поэтому мы предлагаем
оставить органы самоуправления на районном уровне, как это принято во всем мире,
но одновременно обязать их обеспечить право граждан на самоуправление и на уровне
поселений.
– Особые страсти вокруг намерения отдать мэров в руки губернаторов.
– Сама процедура отстранения мэров нужна. Но она не должна стать для губернаторов
оружием против мэров. Конфликты между губернаторами и мэрами полыхают непрерывно.
Зачем же еще подливать масла в огонь?
– Но губернаторы жалуются, что у них нет лома против мэров.
– А он им и не нужен. Их компетенции разграничены законом, так что пусть каждый
занимается своим делом.
– Кто же должен отстранять мэров, нарушающих законы?
– Это дело президента или его полномочного представителя. Причем делать это
надо только через суд.
– Губернатор Рязанской области Любимов, резко выступивший против президентской
реформы, сам тут же завел у себя округа и назначил в них представителей губернатора,
которые будут контролировать органы самоуправления...
– Создавать округа внутри регионов губернаторы могут. Плохо, что такие структуры
начинают присваивать полномочия органов местного самоуправления, руководить
ими, командовать – нарушать закон... Впрочем, я не хотел бы идеализировать органы
самоуправления. У мэров тоже свои интересы. Многие тоже стремятся подчинить
себе представительные органы, закрыты от избирателей, используют свое положение
в личных целях...
– Удастся ли Думе внести необходимые изменения в предложения Кремля?
– Пока работа с представителями президента идет нормально. Наши предложения
не отвергаются.
– А если все-таки отстоять их не удастся?
– Вот тогда будем заниматься не законотворчеством, а политикой – мобилизовывать
депутатов.
|