[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [В.П.Лукин]
Интервью Владимира Лукина
"Дума вступает в спокойный сезон. Законодательных «хитов» в осенней повестке нет"
Беседовала Елена Токарева. "Общая газета", № 36 от 7 сентября 2000 года

В четверг в Государственной Думе РФ – открытие осенней сессии. Чего ждать от нее избирателям, к чему готовятся сами депутаты? На вопросы «ОГ» отвечает заместитель председателя Госдумы Владимир Лукин.

Фото Михаила Климентьева
Фото Михаила Климентьева

– Каждая сессия обычно открывается «политической увертюрой». По какому поводу вы будете «митинговать» в этот раз?

– Очевидно, сессия начнется с обсуждения августовских катастроф, которые потрясли страну. И это плавно перетечет в дискуссию о военном бюджете на 2001 год.

– Вы ожидаете, что катастрофам будет придан мистическо-политический смысл?

– Политика не может без мифологии. Особенно у нас. Не случайно же появился анекдот, будто Останкинская телебашня загорелась от столкновения с башней иностранного производства. Этот анекдот раскрывает психологию политического мифотворчества. И я думаю, «лево-патриотическая» часть Думы воспользуется традиционной схемой поиска виновных и решения всех проблем. Первое, что предложат наши оппоненты слева, – резкое повышение расходов на оборону, на техническое перевооружение армии и флота. У «правых» – другой подход. Мы хотим, чтобы была создана парламентская комиссия по расследованию причин катастрофы «Курска» и возгорания телебашни. Надо найти не мифических, а реальных виновников. Совсем не очевидно, что аварии на подводных лодках можно предотвратить простым увеличением военного бюджета. Рост расходов на оборону может привести к тому, что появится много новых генеральских и адмиральских вилл, а солдатам и офицерам от этого ничего не перепадет. Поэтому мы готовим предложения по повышению «прозрачности» военного бюджета. У американцев раскрыто триста статей военных расходов, а у нас все они расписаны в пяти статьях, и проконтролировать их расходование практически невозможно. «Непрозрачных» мест в нашей финансовой системе, вообще говоря, очень много. Возникает, например, вопрос, куда деваются деньги, которые появились в результате двукратного увеличения цен на энергетическую продукцию? Почему, скажем, удвоение цен на нефть никак не отражается на социальном положении трудящихся? По моим предчувствиям, вокруг этого вопроса в Думе будет жестокая борьба.

– Прошлая сессия оказалась удивительно удачной для всех начинаний президентской администрации. Между нижней палатой и Кремлем установились почти идиллические отношения. На ваш взгляд, они сохранятся в новом сезоне?

– Это зависит от того, сохранится ли экономическое равновесие в стране. Если оно рухнет, то от идиллии не останется и следа. Тогда у власти сразу появится очень много обличителей, все начнут наперебой предлагать свои рецепты выхода из кризиса и свои заявки на «портфели». Какая уж тут идиллия! «Правые» тоже вели себя по отношению к Кремлю достаточно лояльно, но не потому, что такова была установка. Мы не могли голосовать против президентских законопроектов, поскольку и налоговые новшества, и реорганизацию Совета Федерации сами же в значительной степени и инициировали. Но поддерживать Кремль всегда и во всем «правые» не присягали. «По команде» в Думе голосует только фракция «Единство», однако есть ощущение, что и она устала играть роль марионетки, потому что мало получила за свое послушание. Так что характер у Думы может испортиться.

– К концу прошлой сессии усилились оппозиционные настроения в «левых» фракциях. Как вы полагаете, будут ли коммунисты и дальше дрейфовать в этом направлении?

– «Левые» – в сложном положении. Их традиционный электорат ждет от них не только грозных слов, но и жестких, конфронтационных поступков. Однако партийная элита не настроена на борьбу с властью. Я вижу, что коммунисты фрондируют с заметным отвращением. Недовольство политикой Кремля – это жесты для электората, а в интересах политического самосохранения они стараются поддерживать власть. Вот в таком зазоре «левые» будут существовать и дальше.

– Ожидаете ли вы от президента и правительства новой порции революционных законопроектов, подобных тем, что свалились на Думу весной?

– Политическая кухня Кремля – объект довольно закрытый. Поэтому ждать можно всего, чего угодно. Но я не уверен, что президентская команда готовит новые «хиты». Если власть мыслит рационально, то сначала она должна довести до конца уже начатые преобразования. К примеру, президент взялся восстановить единое правовое пространство. И что же – оно восстановлено? Мы видим, как в регионах талантливо имитируют послушание, исполнение президентской воли. В Татарстане только что были подтверждены претензии на суверенность, на приоритетность собственных законов – реакции Кремля нет. Наоборот, федеральное руководство демонстрирует непоследовательность по отношению к региональным руководителям. Недавно по телевидению сказали, что президент якобы готов разрешить губернаторам избираться более чем на два срока. Если это не оговорка, то дело идет к полной феодализации страны.

– Пока политическая инициатива в руках президента, он, как считают некоторые эксперты, попытается провести через Думу радикальный вариант Земельного кодекса.

– Скорее всего, радикального варианта не будет. Решение о свободной купле-продаже сельскохозяйственных земель, по всей вероятности, отдадут на откуп региональным законодательным собраниям. Согласитесь, что земли в Тверской области, где все зарастает бурьяном, и в Краснодарском или Ставропольском крае, где за каждую сотку могут убить, – требуют различных подходов. Я думаю, что это и в Кремле понимают.

– После того как Дума помогла президенту реформировать Совет Федерации, возможно, наступает и ее очередь? Ходят упорные слухи, что в кремлевской администрации готовят новый закон о выборах. Предполагается, что в Госдуму будут избирать в основном по одномандатным округам, а не по партийным спискам.

– Ну, тогда это будет откровенное коварство. Незадолго до парламентских каникул нас, заместителей председателя Госдумы, собирали в администрации президента и твердо сказали, что никакого реформирования Госдумы не предвидится. Если же закон об изменении избирательной системы будет внесен в Госдуму, то не миновать большой склоки. Понятно, что одномандатные депутаты проголосуют за увеличение доли избираемых по округам, а те, кто прошел по партспискам, так же решительно выступят против. Выборы по одномандатным округам в нашей криминализированной стране – это шаг назад. В результате такого реформирования место политических партий в парламенте займут представители региональных мафий, а партии, не успев сформироваться, будут обречены на угасание.

– Кстати, закон о политических партиях тоже вот-вот поступит на рассмотрение Думы.

– Это совсем другое дело. Я бы поддержал предложение поднять с 5 до 7 процентов барьер для парламентских партий. Это разумно, партии должны создаваться не вокруг опереточных вождей с опереточными амбициями, а на базе социальных интересов населения. Сегодня, чтобы представлять основные группы интересов российского общества, стране вполне хватит трех партий. И законодательство, естественно, должно стимулировать создание таких крупных политических объединений.

– В том числе и политический «роман» «Яблока» с СПС?

– Наше сотрудничество будет развиваться в любом случае, потому что создание влиятельной демократической структуры является объективной потребностью. Если миллионы наших сторонников хотят, чтобы мы работали сообща, значит, мы обязаны подумать о единой структуре.

– Вы все-таки боитесь сказать слово «партия»?

– Сразу создать партию может не получиться. К тому же партия – это тоже туманный образ. Если посмотреть на коммунистическую партию США и сравнить ее с компартией Северной Кореи, то это две разные партии, хотя и называются одинаково. Пока что речь идет о коалиции «Яблока» и СПС, о наработке опыта совместных действий. В середине октября по одному из петербургских округов состоятся довыборы в Госдуму. Мы уже договорились с нашими союзниками о едином кандидате – им будет Анатолий Голов.

– В прошлом сезоне Госдума испортила отношения с ПАСЕ. Удастся ли ей, на ваш взгляд, в ближайшие месяцы восстановить свои позиции в этой европейской организации?

– Скорее всего, нас вернут в лоно ПАСЕ. Потому что, оставив Россию за бортом, европейские парламентарии не смогут на нее влиять. В спорах об урегулировании чеченского конфликта ПАСЕ должна исходить из того, что вопрос о целостности России не подлежит обсуждению. А требовать от нас переговоров о прекращении вооруженных действий – это пожалуйста. Надеюсь, и в Москве рано или поздно тоже поймут, что война не может быть бесконечной.

Интервью Владимира Лукина. "Общая газета", № 36 от 7 сентября 2000 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии

info@yabloko.ru