[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Персоналии] [И.Ю.Артемьев]
Игорь Артемьев: Минфин готов согласиться с основными предложениями "Яблока" по бюджету
Polit.ru, 6 октября 2000 года

Оригинал интервью на странице http://www.polit.ru/documents/348676.html

Игорь Артемьев - заместитель руководителя фракции "Яблоко".

Депутат Игорь Артемьев, принимавший активное участие в бюджетных переговорах "яблочников" с правительством (ход этих переговоров Артемьев подробно комментировал "Полит.Ру") за три часа до голосования в Думе рассказал нам, почему будет поддерживать бюджет. Артемьев уверен, что Минфин согласится с ключевыми предложениями "Яблока" по финансированию военной и судебной реформ, образования. В то же время Артемьев считает, что бюджет-2001 должен быть профицитным.

Как Вы будете голосовать на бюджетном чтении?

Я лично проголосую "ЗА". Вместе с Григорием Явлинским я был разработчиком альтернативного бюджета прошлого года. 70% наших идей было реализовано - в Налоговом кодексе, в нынешнем бюджете. Я считаю, что бюджет 2001 года принципиально другой, чем прежние. Это касается его бездефицитности, сбалансированности, обслуживания долга за счет доходов бюджета, возможности решительных шагов по реформированию целого ряда секторов и многого другого.

С другой стороны, в бюджете есть серьезные изъяны с точки зрения прозрачности, военной реформы, образования; есть ряд вопросов, связанных с погашением государственного долга. Мы надеемся, что правительство не пройдет мимо возможностей улучшения проекта бюджета и согласится со значительной частью предложений "Яблока", в том числе - по защите региональных интересов. Я думаю, что Дума и правительство смогут найти общий язык по большинству вопросов во втором чтении. Эта уверенность основана на том, что сказал министр финансов на фракции.

Какие поправки вы намерены внести ко второму чтению?

Нужно сконцентрировать ресурсы на "прорывных" для России направлениях. Многое можно сделать уже в 2001 году - мы обосновали свои расчеты, и Минфин в целом с нами согласился. Ключевыми для нас являются следующие позиции.

Первое - решительное ускорение темпов строительства профессиональной армии. Замещение рядового состава, приходящего в мирное время на основании воинской повинности, на профессиональных военных. В финансовом отношении это можно сделать очень быстро. Другое дело, что организационные и законодательные вопросы заставят растянуть военную реформу на несколько лет. Но уже сейчас можно сокращать призыв, можно набирать контрактников. Для этого надо увеличить расходы на военную реформу по секретным статьям. Цифры нам известны, расчеты переданы в Минобороны и Минфин и, как я уже говорил, не были опровергнуты последним.

Второе направление - образование. В последние годы мы стали решительно отставать в системе телекоммуникаций (интернет, электронные библиотеки, доступ к большим массивам информации). Это необходимо исправлять, это "прорывный" вариант на будущее. Здесь мы имеем одинаковый приоритет с СПС.

Третье - надо ускорять судебную реформу. Судебная власть у нас практически не работает. Многие проблемы нужно решать через институт мировых судей, через судебных секретарей и вспомогательный судейский персонал. А он у нас практически не работает, из-за этого дела не рассматриваются годами.

Из каких доходов можно финансировать эти траты?

Здесь можно говорить как минимум о 73 млрд. руб. дополнительных доходов неинфляционного характера и о доходах от нефти. Мы показываем, что правительство либо спрятало их, либо недосмотрело, - и они не попали в бюджет. Все расчеты переданы в Минфин и правительство. Мы доказываем, что даже при правительственных макропоказателях доходы будут на 73 млрд. выше запланированных. Формула распределения допдоходов, которую предложил Минфин, нас не устраивает. Мы предлагаем направить эти деньги на оборону, образование, используя профицит для выкупа внешнего долга.

Но многие эксперты ( в частности, Олег Вьюгин) считают, что дополнительными доходами правительство просто закроет дыру, возникающую после того, как МВФ не даст нам кредитов, а Парижский клуб откажется реструктурировать долги.

Надо всегда исходить из худшего. Если такая дыра возникает, то в нее затягиваются зарплаты, пенсии, пособия. Если так случится, ни о каком доверии к государству, ни о каком привлечении инвестиций говорить будет нельзя. Именно поэтому мы считаем, что на 2001 год нужно сформировать не просто бездефицитный бюджет, а профицитный. Самый маленький профицит, который гарантирует нам устойчивое развитие в следующем году, - это $1 млрд.

С неполучением запланированных кредитов можно "бороться" по-разному. Если у нас есть профицит, то производится замещение.

Во-вторых, есть механизм рефинансирования. Один из кардинальных недостатков этого бюджета состоит в том, что практически нет попыток организовать займы у населения. Есть займы, ориентированные на внутренний рынок. Но деньги населения опять не вовлекаются. А возможность привлечения государством средств населения, несмотря на страшный кризис 1998 года, остается очень большой, если угодно - неисчерпаемой. И правительство в этом смысле явно недоработало. Поэтому в случае, если нам не дадут кредитов, мы должны рефинансировать прежние долги, заместив их более дешевыми и длинными за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Но это лишь вторичная мера. Гораздо привлекательнее возможность сделать первичный профицит.

[06.10.2000]

[Персоналии] [И.Ю.Артемьев]
[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]