Благодарим за оказанную помощь в подготовке экологического
раздела программы: Международный социальный экологический
союз, Центр экологической политики России, Российское
представительство Всемирного фонда дикой природы, Гринпис
России, Союз «За химическую безопасность», Центр охраны
дикой природы, Экологический центр «Дронт».
Природа – это наше общее достояние, которое сегодня
бездумно растрачивается, хищнически используется. Сегодня
около 14% территории России, на которых проживает около
1/3 населения страны, – экологически неблагополучные
территории. Примерно на 30% высокая смертность в стране
объясняется крайне неблагоприятной экологической обстановкой.
Поэтому необходима разработка долгосрочной экологической
политики.
Создание условий для улучшения экологической обстановки
– процесс достаточно долгий и трудоемкий и требует согласованности
и последовательности действий многих государственных
структур и политических сил. Однако Правительство отказывается
от проведения экологической политики: распущены структуры,
отвечающие за контроль за состоянием окружающей среды
и за деятельностью хозяйствующих субъектов, а их функции
переданы Минприроды России – ведомству, являющемуся
пользователем природных ресурсов.
Опасность современного экологического кризиса состоит
в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого
развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация
природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате
ее целостности и способности поддерживать качества окружающей
среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует
расширенного воспроизводства возобновляемых природных
ресурсов для сохранения равенства условий и использования
минерального сырья ныне живущих и будущих поколений.
Преодоление кризиса возможно только на основе формирования
нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих
разрушение и деградацию окружающей среды.
Конституция России закладывает основы таких взаимоотношений,
утверждая следующие принципы экологической политики:
• неистощительное, рациональное использование и охрана
всего комплекса природных ресурсов (ст. 9);
• права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.
42);
• поощрение деятельности, способствующей экологическому
и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);
• распространение достоверной экологической информации
о состоянии окружающей среды (ст. 29);
• установление федеральной программы в области экологического
развития и природопользования (ст. 71).
Но для того, чтобы реализовать эти стратегические
принципы, России необходимо активизировать государственное
регулирование охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов, укрепить механизмы реализации экологической
политики. Это подразумевает:
1) развитие институтов, проводящих государственную
экологическую политику;
2) создание экономических и финансовых механизмов
реализации экологической политики;
3) информационное обеспечение экологической политики,
требующее формирования определенной экологической культуры.
Развитие институтов государственной экологической
политики предполагает создание единого государственного
органа, занимающегося охраной здоровья населения и окружающей
среды, а также ресурсной и экологической безопасностью
государства. Этот орган должен распоряжаться средствами,
получаемыми от всех экологических сборов, и должен направлять
их только на определенные его компетенцией цели. Он
должен быть независим от крупного бизнеса и ведомств,
отвечающих за использование ресурсов, и иметь контрольные,
научно-исследовательские и информационные функции. При
этом необходимо существенно повысить роль и значение
государственной экологической экспертизы при утверждении
всех программ и проектов, развивать государственную
систему экологического мониторинга и состояния окружающей
природной среды. Одной из важнейших его функций должно
стать обеспечение приоритета вопросов охраны окружающей
среды и экологической безопасности России при принятии
решений в области внутренней и внешней политики.
Создание финансовых механизмов реализации экологической
политики предполагает усовершенствование системы
льгот, штрафных санкций и методик определения величин
компенсаций за нанесенный ущерб. Сегодня штрафы не предотвращают
загрязнение, их низкий размер не может компенсировать
тот ущерб, который наносится природной окружающей среде
и здоровью населения. Поэтому необходимо:
• обеспечить прямую зависимость размеров платы за
выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых
веществ;
• создать организационные условия для компенсации ущерба
от экологических правонарушений и иных воздействий на
окружающую среду, природные объекты и здоровье людей
в натуральной форме;
• содействовать развитию и внедрению разных форм экологического
страхования;
• возмещать гражданам вред, причиненный здоровью, а
не только имущественный ущерб (в случае неустановления
нарушителя – возмещать за счет экологического фонда).
Необходимо разработать систему экологических налогов:
• акцизы на товары повышенного уровня загрязнения;
• налоги на предприятия добывающего сектора, приводящие
в своей деятельности к крупномасштабным изменениям природной
среды;
• платежи за все виды загрязнения окружающей среды.
Тогда уже на стадии составления проектов экологически
опасных предприятий будут закладываться средства на
финансирование экологической деятельности.
Информационное обеспечение экологической политики
предполагает широкое распространение в обществе полной
и достоверной информации о состоянии окружающей среды,
экологических угрозах и действиях государства. Только
тогда можно защищать экологические права человека, а
реализация прав и свобод граждан станет инструментом
экологической политики. Для этого необходимо развивать
систему экологического мониторинга, внедрять в России
современную методологию оценки экологического риска
и применять методику его расчета для установки новых,
более жестких стандартов, предъявляемых к промышленной
деятельности. Необходимо также следить за существующими
в мире экологическими стандартами, привести российские
стандарты качества в соответствие с европейскими, информировать
общество об экологически опасной продукции. Необходима
поддержка участия граждан в обсуждении и принятии решений,
затрагивающих их права и свободы, представляющие угрозу
для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные
интересы людей, нанести ущерб окружающей среде. Участие
общественности в выработке и реализации государственной
экологической политики, в том числе в форме общественного
экологического контроля, повысит ответственность хозяйствующих
субъектов за загрязнение окружающей среды и негативные
последствия на здоровье населения, будет способствовать
планированию экономических и социальных преобразований
на основе долгосрочных программ и прогнозов развития.
Сложившаяся ситуация диктует новый порядок приоритетов
при проведении экологической политики. Необходимо добиваться:
• обеспечения экологически безопасных условий для
проживания людей;
• рационального использования и охраны природных ресурсов;
• обеспечения радиационной безопасности;
• экологизации промышленного и территориального развития;
• повышения экологической культуры общества и формирования
экологического правосознания.