[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 23. «Налог на доходы физических лиц»

Федеральные налоги

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Новая глава в часть вторую НК РФ радикально изменила данный вид налогообложения. Кодекс ввел единую шкалу налога в размере 13% для дохода любого размера, выделив в отдельную группу те виды доходов, которые можно назвать «нетрудовыми»: ставка в размере 35% от дохода установлена для обложения выигрышей и призов (лотерей, конкурсов и т.п.), страховых выплат и процентных платежей (если страховая выплата и процентные платежи превышают определенный Кодексом размер); по ставке 35% облагаются дивиденды и доходы лиц, которые не являются налоговыми резидентами России (т.е. тех, кто платит подоходный налог в иной стране, не имеющей соглашения с Россией об избежании двойного налогообложения граждан).

Единая (её еще называют «плоской») шкала подоходного налога есть непростое политическое решение уравнять налоговые требования и к крупным плательщикам (получающим сотни тысяч и миллионы рублей годового дохода), и к тем, кто получает чуть больше минимального размера оплаты труда.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала такой подход. Тем более, что эта идея высказывалась специалистами «ЯБЛОКА» и ранее как сильная мера, призванная способствовать легализации крупных заработков. Экономически позиция фракции оправдана: по данным за 1999 г. средняя ставка подоходного налога, по которой такой налог был уплачен всеми плательщиками, составила 12.9% от дохода. Следовательно, бюджет не понесет потерь, а за счет возникающего стимула к легализации крупных доходов может даже выиграть.

НК РФ интегрировал многочисленные нормы о подоходном налоге, рассеянные в различных нормативно-правовых актах. В частности, впервые собраны и систематизированы все виды налоговых вычетов из базы по подоходном налогу. Существенным дополнением налоговых вычетов следует признать введение льготы по налогу для тех, кто является застрахованным по негосударственному пенсионному страхованию. НК РФ разрешил гражданину уменьшать базу по подоходному налогу на сумму уплаченных работодателем взносов по такому виду страхования за этого гражданина, но не более, чем на 2 000 рублей в год. Кроме того, выплата негосударственной пенсии также освобождена от подоходного налога, если такая пенсия выплачивается по пенсионным основаниям, установленным законодательством РФ.

Дополнительно кодекс установил налоговые вычеты по доходам, направляемым гражданами на обучение, лечение и благотворительность, которые они производят в отчетном году.

После вступления в действие второй части налогового кодекса во фракцию стали обращаться пенсионеры, которые указывали на несправедливость взимания подоходного налога на проценты по банковским пенсионным вкладам. Депутатом фракции М.М.Задорновым с участием других депутатов был разработан и внесен закон, устраняющий эту социальную несправедливость.

 

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках)»

Инициаторы – депутаты ГД М.М. Задорнов,
П.А. Медведев, С.И. Штогрин
Опубликован 27 мая 2003 г.

Внесение данного проекта федерального закона вызвано необходимостью урегулирования проблем, возникших в сфере налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках.

С вступлением в силу части второй НК РФ в соответствии с положениями главы 23 данного документа был установлен порядок, в соответствии с которым налогообложению по ставке 35% подлежали доходы в виде превышения процентов по рублевым вкладам в банках над суммой, рассчитанной исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Введение указанной нормы было направлено на предотвращение ухода отдельных организаций от налогов (прежде всего, единого социального налога и налога на доходы физических лиц) путем использования так называемых депозитных зарплатных схем. При сравнительно высоком размере ставки рефинансирования ЦБ РФ действие данных норм было вполне оправданным. Однако, в условиях постепенного снижения указанной ставки существующие правовые нормы приводят к необоснованному ужесточению режима налогообложения. В частности, с 17 февраля 2003 года учетная ставка ЦБ РФ была снижена до 18%. При этом уровень доходов по вкладам, с которого начинается налогообложение, составил 13,5%.

В большинстве российских банков ставки по вкладам установлены выше указанной величины. При этом наиболее высокие процентные ставки предусмотрены по долгосрочным и так называемым срочным пенсионным вкладам. Например, в Сбербанке РФ из общего количества счетов по вкладам, подпадающим под налогообложение, почти 90% принадлежит лицам пенсионного возраста и владельцам целевых вкладов на детей. В связи с этим необходимость исчисления и удержания налога с доходов по таким вкладам приводит к крайне негативным социальным последствиям, о чем свидетельствует, в том числе, большое количество обращений граждан в Государственную Думу.

В связи с изложенным необходимость решения описанной проблемы представлялась очевидной. Внесенным законопроектом предлагалось установить норму, в соответствии с которой налогообложение будет производиться в отношении процентов по вкладам в части превышения сумм, исчисленных из полной ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом предполагается сохранение действующих в настоящее время налоговых ставок: общей в размере 35% и по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, – 13%.

Законопроект был разработан при участии депутата М.М. Задорнова, члена фракции «ЯБЛОКО».

Фракция поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

100

100

97,6

98,8

100

95,7

100

100

"против"

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Остановимся еще на одной инициативе, вносящий изменения в 23 главу НК.

 

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об увеличении размера имущественного налогового вычета)»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 10 июля 2003 года

В настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, не может превышать 600 тыс. рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

Законопроектом предусматривалось увеличение имущественного налогового вычета до 1 млн рублей.

Применение данной нормы позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в строительный комплекс и смежные отрасли и повлечет за собой активизацию рынка жилья.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

92,6

37,5

89

98,8

100

91,5

100

95,3

"против"

0

0

0

0

0

0

4,3

0

0


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]