Уважаемые депутаты, приглашенные!
Спасибо за приглашение обсудить столь важную для республики проблему, как профилактика правонарушений. К сожалению, данный закон носит формальный характер, и от его наличия или отсутствия ситуация с правонарушениями в республике никак не изменится.
Важную роль для профилактики правонарушений играет неотвратимость и справедливость наказания за преступления и правонарушения. Принятые Государственной Думой им летом поправки в УК о декриминализации ряда статей, например, побои и мелкое хищение, на наш взгляд, отрицательно скажутся в перспективе на количестве данных правонарушений.
Важную роль в данном вопросе играют правоохранительные и надзорные органы, которые должны быстро и четко реагировать на заявления о происшествиях и преступлениях, однако в нашей республике органы МВД и Следственный комитет часто не только не реагируют на преступления, но и всячески их покрывают.
Так, Следственный комитет не только не возбуждает уголовные дела по фальсификации выборов, но даже не регистрирует в установленном порядке сообщения о преступлениях. Кроме того, удивляет и возмущает позиция следователей СК, которые считают, что вброс избирательных бюллетеней не является уголовно наказуемым преступлением. Районные прокуратуры часто не возбуждают административные дела в отношении членов УИК нарушающих избирательное законодательство.
В прокуратуру Авиастроительного района были направлены заявления о привлечении к ответственности членов комиссий, нарушивших порядок подсчета голосов. Есть видео, на котором видно, что порядок нарушен, но прокуратура выносит постановление, что все происходило в соответствии с законом. Сотрудники прокуратуры не знают закон или сознательно покрывают нарушителей закона?
В Татарстане существует уникальная практика, когда правоохранительные и надзорные органы, вместо того, чтобы расследовать правонарушения и преступления, обращаются в Центральную избирательную комиссию для принятия решений, которые они по закону не имеют права принимать. Что это, если не круговая порука?
Вся эта безнаказанность ведет к тому, что из года в года выборы фальсифицируются все сильнее и наглее, у людей возникает недоверие к институту выборов, правоохранительным органам и власти в целом.
Не отстает от СК и полиция, которая вместо того, чтобы заниматься защитой прав граждан, занимается отписками. Сегодня практически невозможным становится возбудить дело по статье «мошенничество». Полиция считает, что это гражданско-правовые отношения и рекомендует обращаться в суд. Это ведет к тому, что количество мошеннических преступлений растет, а деньги добропорядочных граждан перетекают в карман мошенников.
Зато доблестная полиция занимается политическим сыском и задерживает ни в чем не виновных гражданских активистов по надуманным основаниям, заподозрив в крупном ученом Искандере Ясавееве преступника.
К сожалению, у нас полностью отсутствует ответственность сотрудников правоохранительных органов за вынесение незаконных процессуальных решений. Поэтому им легче вынести отказ в возбуждении дела, чем попытаться разобраться в ситуации и привлечь к ответственности виновных. А в Следственном комитете тех следователей, кто выносил отказные решения по фальсификации выборов, даже повышают по службе.
Как говорил Фридрих Энгельс: «Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных». У меня возникает вопрос: на кого работают наши правоохранители и чего они хотят достичь?
Мы можем принять любые хорошие законы, но они не будут работать, пока нашими правоохранительным органами руководят такие личности, как Павел Николаев. Когда суды и прокуратура грудью встают на защиту правоохранительных органов, принимая неправосудные решения и даже фальсифицируя документы. Пока в республике существует избирательное применение законодательства и нет неотвратимости наказания, говорить о профилактики правонарушений то же самое, что бороться с раком с помощью компрессов.
Я считаю, что Государственный Совет должен уделять внимание не только законодательной деятельности, но и правоприменительной деятельности.