Заявление по проекту Закона Санкт-Петербурга
«О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
(третье чтение)
Уважаемые депутаты!
Фракция «ЯБЛОКО» не поддержит проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в целом.
- Планирование и корректировка бюджета Санкт-Петербурга осуществляются без выделения приоритетных направлений деятельности властей, в отсутствие внятной стратегии и экономического обоснования, в условиях низкого уровня прозрачности бюджетного процесса и доступности информации.
Поправки, принятые на втором чтении проекта закона, перечеркивают всю работу Законодательного Собрания и Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга по бюджету, потому что меняют бюджетные пропорции: общая сумма поправок в разы превышает первоначальный вариант корректировки бюджета.
Во-первых, по-прежнему присутствует анонимная и коррупциогенная «поправка БФК», на этот раз плохо замаскированная под волеизъявление депутатских фракций и так называемой «группы независимых депутатов», и точно так же как и ранее сохраняющая анонимность конкретных предложений по распределению бюджетных средств.
Во-вторых, без подробных и аргументированных оснований на 4,4 млрд рублей увеличены расходы на новый футбольный стадион, с одновременным уменьшением расходов на строительство метрополитена и дорожное строительство.
Строительство стадиона осуществляется за счет отказа от важнейших городских проблем.
О том, что работа над бюджетом города ведется бессистемно и хаотично, свидетельствует тот факт, что по многим статьям расходов, которые проектом закона предполагалось уменьшить, внесенные поправки предлагают увеличение – и наоборот. Например, статья «Резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга»:
- утверждена законом о бюджете в размере 4,15 млрд руб.;
- увеличивается на 325 млн руб. проектом закона, представленным к первому чтению;
- уменьшается поправкой БФК на 579 млн руб.;
- увеличивается поправкой Губернатора на 200 млн руб.;
- уменьшается поправками фракций: «Единая Россия» – на 663 млн руб., «Справедливая Россия» – на 115 млн руб., группы «независимых депутатов» – на 31 млн руб.
Вновь присутствуют все отмеченные ранее системные недостатки бюджетного процесса Санкт-Петербурга:
- не проводится анализ эффективности использования бюджетных средств;
- не учтены замечания и рекомендации по проверкам КСП в 2015 году и ранее;
- перераспределение значительных сумм бюджетных ассигнований не подкреплено расчетами и обоснованиями, что свидетельствует о низком качестве планирования.
- Как и все последние годы, планирование и корректировка бюджета Санкт-Петербурга осуществляются без учета текущей ситуации в экономике, которая находится в серьезном кризисе.
Макроэкономическая ситуация в 2015 году развивалась в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, повышения неопределенности, ухудшения настроений населения и бизнеса и ужесточения денежно-кредитной политики Банком России, что, в итоге, негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и рост инфляции.
В то же время, по данным Росстата, состояние экономики России за первые четыре месяца 2016 года по многим важнейшим показателям ухудшилось даже по сравнению с «низкой базой» прошлого года:
- валовой внутренний продукт в апреле составил 98,8% к апрелю 2015 года;
- индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-апреле 2016 года составил 99,1% к январю-апрелю 2015 года, а индекс промышленного производства – 99,9%;
- оборот розничной торговли в январе-апреле 2016 года меньше прошлогоднего показателя за сопоставимый период на 5,2%, объем платных услуг населению – на 1,1%;
- внешнеторговый оборот за первые 4 месяца текущего года составил лишь 72,7% от показателя прошлого года, в т.ч. экспорт товаров – 66,8%, импорт – 84,8%;
- выросли индекс потребительских цен (108,1%) и индекс цен производителей промышленных товаров (103%);
- снизились реально располагаемые денежные доходы (95,3%);
- выросла общая численность безработных (102,5% к январю-апрелю 2015 года) и составила 4,5 млн чел.
Резервный фонд РФ за май сократился на 14,1% – до $38,6 млрд, Фонд национального благосостояния (ФНБ) – на 1,2% – до $72,99 млрд.
С января по апрель 2016 года дефицит федерального бюджета России составил 1,23 трлн руб. – более половины запланированного годового дефицита в 2,36 трлн руб.
Такая ситуация в экономике России отражается на социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга.
Данные свидетельствуют о снижении оборота розничной торговли, снижении реальных денежных доходов населения, росте численности зарегистрированных безработных.
Рассматриваемый законопроект никак не отражает реальные экономические процессы.
Учитывая серьезные и принципиальные недостатки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», фракция «ЯБЛОКО» в целом не поддерживает принятие указанного проекта.
В целом приходится констатировать, что качество финансовой, бюджетной и экономической политики в Санкт-Петербурге в 2011-2016 гг. не повысилось и находится на очень низком уровне, не соответствующем задачам, стоящим перед второй столицей России.
Депутат, Руководитель фракции «ЯБЛОКО»
Г.А. Явлинский