С введением зоны платной парковки в столице была введена и масштабная система эвакуации неправильно припаркованных автомобилей.
Ее результаты неутешительны – практически каждый день возникают конфликтные и спорные ситуации, часто допускается неправомерная эвакуация транспортных средств, а изначальная цель эвакуации – быстрое устранение нарушения – подменена желанием во что бы то ни стало наказать водителя, погоней за количественными показателями и коммерческой прибылью.
Обострению конфликтов между службами эвакуации и автолюбителями способствуют следующие факторы:
- введена практически «палочная система» эвакуации: по информации департамента транспорта, «планируется осуществлять не менее 1300 эвакуаций в день»;
- погоня за коммерческой прибылью провоцирует частные компании эвакуировать как можно больше автомобилей даже в спорных ситуациях – это увеличивает получаемую прибыль;
- в некоторых местах Москвы существуют «парковки-ловушки»: правила дорожного движения реализованы таким образом, что провоцируют водителей на нарушения – дорожный знак расположен в незаметном для водителя месте, дорожный знак противоречит дорожной разметке и т.п. Этим пользуются как структуры ГИБДД, так и службы эвакуации, моментально увозя машины на штрафстоянку.
Практика применения принудительной эвакуации показала, что зачастую, подобная мера является избыточной, становясь, по сути, способом получения коммерческой прибыли. Так, по подсчетам РБК, за год с начала платной эвакуации компания «МосГорЛогистик» смогла заработать около 340 млн. рублей, а «Сервис-Интегратор» – около 160 млн. рублей. При этом, по признанию департамента транспорта города Москвы, за год около 6 тысяч автомобилей было эвакуировано ошибочно – это только те случаи, когда владельцы ТС обжаловали решение об эвакуации. На практике, количество неправомерно эвакуированных автомобилей значительно больше – многие автолюбители не решаются связываться с бюрократической системой.
Система принудительной эвакуации должна быть изменена, ее правила должны быть пересмотрены. Целью эвакуации должна служить не коммерческая выгода и желание наказать водителя, а ликвидация последствий правонарушения, причем в исключительных случаях. Тяжесть последствий – а на владельца транспортного средства ложится тройное финансовое наказание: штраф за парковку в неположенном месте, оплата стоимость эвакуации, оплата нахождения ТС на штрафстоянке – вполне оправдывает исключительность применения этой меры.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в городе Москве предлагает:
- Недопустимо эвакуировать транспортное средство в случаях, когда дорожный знак противоречит парковочной разметке, а так же, когда транспортное средство припарковано в парковочном кармане вне зависимости от наличия запрещающего знака. Подобные двусмысленные ситуации при принятии решения об эвакуации должны безоговорочно трактоваться в пользу владельца транспортного средства. В подобных случаях владельцу транспортного средства должен выписываться штраф за неправильную парковку, без применения эвакуации. Для этого необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 27.13 КоАп РФ, исключив ссылку на норму (ч. 4, 5 статьи 12.16), касающуюся действия дорожных знаков и разметки. Эвакуация во всех других случаях в законе прописана достаточно четко.
- Необходимо внедрить систему смс-информирования водителя перед эвакуацией его транспортного средства. В случае, если водитель в течение 15 минут после отправки смс об эвакуации уберет своими силами автотранспорт с непредназначенного для парковки места – водителю выписывается только штраф. Подобная система уже разработана, однако не введена именно из-за ложного понимания городскими структурами смысла и цели эвакуации: мера эвакуации должна применяться только и исключительно как способ устранения нарушения, а не как мера наказания.
- В целях предотвращения провокации нарушений, необходимо провести тщательную проверку всех территорий города, где стоянка транспортных средств запрещена – на предмет соответствия дорожных знаков дорожной разметки. Так же необходимо полностью ликвидировать ситуации, когда дорожный знак водителю не заметен. Кроме того, необходимо провести тщательный аудит практики применения знаков «остановка запрещена», каждый случай запрета должен быть четко обоснован и мотивирован.
- Необходимо исключить практику обязательной оплаты услуг эвакуации как условия возврата автомобиля. Водитель должен иметь возможность оплатить стоимость услуги в удобное для него время. При этом, повышение тарифов на эвакуацию должно быть исключено, а в случае нерентабельности системы эвакуации для частных компаний компенсация издержек должна осуществляться за счет средств бюджета города.
Введение указанных мер позволит значительно снизить количество эвакуируемого автотранспорта, минимизировать злоупотребления со стороны работников служб эвакуации и снизить градус противостояния на московских дорогах. Эвакуация авто станет исключительной мерой устранения правонарушения, а не способом наказания водителя.
Председатель Московского ЯБЛОКА
С.С. Митрохин