Поправки «ЯБЛОКА» к закону «Об образовании», внесенные от имени Александра Кобринского и Александра Шишлова
В абзаце 5 исключить слово «специально», текст после слов «на основе» заменить на следующий текст: «общечеловеческих и национальных социокультурных и этических ценностей».
В подпункте 2 пункта 2 статьи 3 после слова «приоритет» вставить слова «общечеловеческих ценностей».
Полагаем, что право граждан получать образование на родном языке должно быть обеспечено не только при получении основного общего образования, но и при получении среднего общего образования на территориях компактного проживания граждан, для которых родным является иной язык, чем русский. Предлагаем в подпункте 12 пункта 2 статьи 3 после слов «на родном языке» добавить слова «и среднего общего образования на территориях компактного проживания граждан, говорящих на соответствующем языке».
Следует четко зафиксировать право граждан на получение второго образования бесплатно в случае, если первое образование соответствующего уровня получено на договорной основе (в тексте законопроекта оно лишь косвенно упоминается в пункте 6 статьи 112). Предлагаем во втором абзаце пункта 4 статьи 8 после слов «соответствующего уровня» добавить следующий текст: «если первое образование было получено за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Передача на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению реализации государственных гарантий прав граждан на получение высшего образования по программам бакалавриата при сохранении на уровне Российской Федерации соответствующих полномочий в части иных программ высшего образования (специалитет, магистратура) влечет размывание ответственности государства в сфере высшего образования. Полагаем, что ответственность и соответствующие полномочия по обеспечению реализации государственных гарантий прав граждан на получение высшего образования должны концентрироваться на федеральном уровне. Предлагаем в подпункте 4 пункта 1 статьи 13 исключить слова «на конкурсной основе бесплатного высшего образования по программам бакалавриата».
Нормативное финансирование образовательных организаций высшего образования на основе числа обучающихся создает предпосылки для удержания в ней студентов, заведомо не способных освоить образовательную программу, поскольку в случае их отчисления образовательная организация рискует лишиться соответствующего финансирования. Предлагаем установить норму, позволяющую отчислять неуспевающих студентов без уменьшения размеров бюджетного финансирования. Дополнить пункт 2 статьи 79 новым абзацем следующего содержания:
«Для образовательных организаций высшего образования нормативы финансового обеспечения должны предусматривать сохранение установленных объемов финансирования в случае отчисления обучающихся в количестве до 15 процентов от числа зачисленных по контрольным цифрам приема согласно статье 81 настоящего федерального закона.»
Законопроект не создает механизмов финансовой ответственности государства за обеспечение государственных гарантий на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Предлагаем дополнить пункт 7 статьи 89 новым абзацем следующего содержания:
«В случае невозможности предоставления ребенку бесплатного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации по месту его проживания (отсутствие свободных мест и т.п.) его родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере установленных нормативов подушевого финансирования дошкольного образования.»
Добавить новый пункт следующего содержания:
«Руководитель общеобразовательной организации назначается учредителем в результате избрания по конкурсу. Конкурс проводится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав конкурсной комиссии входит представитель управляющего совета соответствующей общеобразовательной организации.»
Сформулированная в абзаце 2 пункта 1 статьи 95 возможность отказа в приеме в общеобразовательную организацию по причине «отсутствия в ней свободных мест» не создает правовых гарантий для безусловного приема ребенка в конкретную школу на территории его проживания. При этом законопроект не решает вопроса о приеме детей в первые классы общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев, поскольку предусматривает конкурсный прием или индивидуальный отбор лишь на ступени среднего общего образования. Это может привести к родительскому ажиотажу при приеме детей в первый класс и к злоупотреблениям администрации. Следует на законодательном уровне зафиксировать существующую практику закрепления за каждой общеобразовательной организацией определенной территории, а также предусмотреть возможность конкурсного приема или отбора на ступени начального и основного общего образования в общеобразовательные организации с углубленной, профильной подготовкой с целью выявления и поддержки детей, проявляющих особые способности в сфере интеллектуальной деятельности.
Предлагаем дополнить пункт 1 статьи 95 новым абзацем следующего содержания:
«Органы местного самоуправления определяют для каждого ребёнка школьного возраста общеобразовательную организацию по месту его проживания, в которую он может быть принят в безусловном порядке.», а пункт 3 статьи 95 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения начального и основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов может осуществляться с учетом результатов конкурса или собеседования, проводимого формируемой органом местного самоуправления комиссией, включающей специалистов в области детской психологии и преподавания соответствующих предметов.»
В первом абзаце пункта 4 статьи 97 слова «истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения» заменить словами «3 года».
11. К главе 11, статья 97
Второй абзац пункта 4 статьи 97 дополнить словами «Сдача единого государственного экзамена, в том числе повторная сдача, осуществляется бесплатно».
Данные о результатах ЕГЭ должны быть открыты для всеобщего доступа. Это будет способствовать уменьшению злоупотреблений и повышению информированности общества о положении дел в образовании. Предлагаем дополнить третий абзац статьи 97 следующими словами:
«При этом должно быть обеспечено право граждан на беспрепятственный доступ к информации о результатах единого государственного экзамена, содержащейся в федеральной и региональной информационных системах обеспечения проведения единого государственного экзамена».